Наука и религия

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ, и на этой основе, синтез новых знаний или обобщений.

Религия (в переводе с латинского – воссоединять) – особая форма сознания, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Итак, религия – это форма сознания, а наука – область деятельности, то есть из анализа определений видно, что религия и наука вовсе не противоречат друг другу, потому что одно понятие касается внутреннего мира человека, а второе – его деятельности, то есть внешнего мира. Однако встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке, особенно к техническому прогрессу. Но встречаются все-таки люди, которые сумели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы.

Почему-то считается, что ученый, человек науки, должен быть атеистом. Наука приравнивается к атеизму. Однако есть много великих ученых, которые были людьми верующими. Например, Ньютон в своем капитальном труде «Системы мира» писал: “Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый Бог. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред ним по причине Его беспредельной власти”. А Карл Линней, величайший исследователь природы в XVIII веке, в одном из своих трудов говорит о том, что человек может постигать Бога через Его творения: “Вечный, беспредельный, Всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным уважением. Я видел след Божий в Его творении, и везде, даже в самых мелких и незаметных Его творениях. Что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения в свою очередь с минеральными веществами, которые находятся в недрах земного шара, и самый шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как солнце и все другие звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движется в пространстве, поддерживается в пустоте по воле непостижимого первоначального Двигателя, Существа существ, Причины, Правителя и Хранителя мира, Господа Создателя всякого творения”.

Вот так писали великие ученые о Боге, чьи открытия довольно часто и широко используются в разных науках. Можно привести и обратный пример, когда святой, христианский святитель является одновременно и выдающимся ученым, врачом.  Это многими любимый и почитаемый Лука Войно-Ясенецкий. Святителя Луку тоже волновал вопрос о соотношении науки и религии, и он даже написал замечательный труд об этом «Наука и религия»: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/luka/nauka-religija/index.html

«По Евангелию, – говорит святитель Лука, – жизнь есть беспредельная борьба света с тьмой в душе человека. Поле битвы — сердце человеческое. Эта борьба всегда идет и в истории человечества. История — это беспрестанная смена явлений. Меняются нормы жизни, меняются понятия, стареют и уходят в небытие традиции, падают и разрушаются человеческие кумиры, но среди этого вечно волнующегося океана явлений, учений и идеалов остается неизменным одно учение: Любите друг друга, ибо ничего нет больше той любви, как если кто душу свою (жизнь свою) отдаст за друзей своих. Христос первый не только научил людей этой заповеди, но и первый исполнил ее, отдав жизнь свою за спасение мира. Пройдут века, тысячелетия, будут сменять друг друга учения, но эта заповедь Христа останется навсегда всесовершенной, незаменяемой и непревзойденной. Она дает смысл и существование, силу и волю к жизни…»

Я думаю, что каждому из нас нужно учиться находить эту гармонию, эту золотую середину между наукой и религией, которую нашел крымский святой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
  1. Татьяна:

    В отношениях науки с богословием видны три направления:
    1) наука – ненужное и даже вредное занятие, отводящее человека от Бога;
    2) наука и богословие не связаны друг с другом; у них разные области изучения: наука исследует мир материальный, богословие – мир духовный;
    3) наука помогает лучше понять Божественное Откровение и тем укрепляет веру – это последнее направление, возникшее в результате научной революции 20-го века, называется научной апологетикой.
    Но возникает вопрос: как связана наука с религией, именно с религией, а не с вероучением? Ведь главное в религии – это личное живое общение с Богом, молитва, таинства, обряды. И здесь наука должна смиренно отойти в сторону. Мы категорически против применения научных методов “исследования святости”: структуры святой воды, энергетики священных предметов, “измерения” благодати Божией в храме и во время индивидуальной молитвы и т.п. Такого рода деятельность кощунственна: к Богу, к святости должно быть благоговение, а подобные опыты убивают его, сводя святое к профанному. Мистика – это область религиозной веры, область сердца, а не ума. И в эту область вход науке запрещен.

Добавить комментарий