Художественная культура с христианской точки зрения

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Для всех православных верующих он начался 28 ноября и закончится 6 января 2017 года. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Сегодня не все жители нашей страны знают, когда начинается Рождественский пост, с чем он связан. А ещё век назад каждый россиянин понимал, что вся окружающая его жизнь: быт, культура, традиции – связаны с христианством. Огромное влияние христианство оказало прежде всего на художественную культуру.

Сначала давайте определим, что такое художественная культура. Художественная культура – это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. На Руси же отправным моментом развития русской художественной культуры является IX-X вв., когда князь Владимир (в 988 г.) принимал греческое православие и крестил Русь. Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций.

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения “отцов церкви” (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном

обиходе литературы. Этот язык, (который часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям. Он стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние на литературный язык Древней Руси, а значит, и на русскую художественную культуру. Так, практически все произведения Золотого века русской литературы связаны с христианством. Проблемы добра и зла, смысла жизни, преступления и покаяния, отцов и детей, войны и мира решаются писателями с точки зрения православного человека.

Возьмём, к примеру, стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Это произведение, созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. В основу стихотворения положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоязычен, завистлив, жестоко поступал с друзьями. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Основной мыслью стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны» стала мысль о том, что через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро от зла. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли». Затем поэт просит даровать ему особое духовное зрение —

возможность увидеть и осознать собственные грехи. С этим процессом тесно связано восприятие окружающих нас людей, неосуждение ближнего.

Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение «Отцы пустынники»? Предчувствовал ли он смерть, или это было просто желание зрелого поэта еще раз обратиться к Богу? Но Пушкина из всех молитв «умиляет» одна. И ею стала молитва, которую читают «Во дни печальные Великого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа от многих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего рода очищение перед всевидящим господним оком.

Таким образом, источником пушкинского стихотворения является молитва христианского поэта и богослова Ефрема Сирина. В свою очередь произведение А.С. Пушкина позволяет каждому из нас понять значение поста и молитвы как духовного перерождения, даёт возможность по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий