Наследие и наследники: советская культура

Недавно в Москве в Третьяковской галерее проходила выставка картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Любители живописи по несколько часов отстаивали в очереди, только чтобы воочию увидеть его знаменитую картину «Крик». В СССР не меньший ажиотаж вызывало творчество молодых советских художников. Например, 1938 году проводилась выставка “20 лет РККА”, на которой свою работу выставил известный советский художник Аркадий Александрович Пластов. На ней он показал одну из известнейших ныне картин “Купание коней”. Сама выставка была посвящена двадцатилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Аркадий Александрович был одним из ярчайших живописцев времён Советского Союза. Не менее известны работы таких художников, как Герасимов А.М., Грабарь И.Э., Дейнека А.А., Серебрякова З.Е. Заслуживает ли их творчество внимания? Нужно ли сохранять наследие советской эпохи или его можно отбросить, как продукт периода застоя?

Я думаю, нет. Как и художники 18-19 веков опирались в своём творчестве на традиции древнерусского искусства, так и талантливые живописцы в СССР пытались в своих работах сохранить всё самое лучшее, что досталось им в наследство.

 

Несколько лет назад в нашем городе выставлялась картина Пластова “Фашист пролетел”. В ней меня больше всего поразило, как Аркадий Александрович изображает ужас войны: на пожелтевшей осенней траве лежат убитые немцами животные, но не они привлекают внимание, а мальчик-пастух, также убитый пролетевшим на самолёте немцем. И всё это на фоне чистого голубого неба и свежей зелёной травы, что только подчёркивает трагедию происходящего.

 

Часто нам рассказывают о том, что пережили солдаты на фронте, но стоит знать и о жизни обычных людей, ведь гибнут не только мужчины, но и невинные люди: женщины, старики, дети. Самое жестокое здесь – это убийство детей, потому что они — будущее страны. Именно это и показывает в своей картине Пластов: война не приносит ничего, кроме горя.

 

Но первым, кто начал показал изнанку войны, стал Василий Васильевич Верещагин. Всем известна его картина “Апофеоз войны”: на фоне яркого синего неба на выжженной земле возвышается пирамида из черепов, а над ней кружат вороны в поисках хотя бы одного кусочка мяса. Этим художник показывает, что на войне нет ни победителей, ни проигравших, а после остаются только горы трупов и скорбь по погибшим.

 

Советская культура – наследница русской. Картины советских художников помогают нам понять людей, живших в то время, и те условия, которые формировали их характер.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий