Анна Телегина

Анна Телегина 

10 класс школы ЧОУРО «Православная гимназия им. Александра Невского (Городецкая епархия), г. Заволжье 
Преподаватель Лариса Владимировна Телегина
3 этап – Этика и цифровые технологии.

Какая нужна вакцина

Скоро конец четверти- радость учеников и учителей! Но в этом году моя личная радость раз в 10 больше. Я учусь в 10-м классе, и как все десятиклассники нашей великой России, обучаюсь дома. Каждое утро почистив зубы и поменяв пижаму на удобный спортивный костюм сажусь перед компьютером: сейчас будут уроки. Надо сказать, что не все мои одноклассники успевают поменять пижаму или почистить зубы, поэтому в зуме у них вечная аватарка. Ещё часть класса на первых двух уроках продолжает досматривать сновидения. (по утрам сон особенно крепок, особенно если вечером ты засиделся до ночи, или выполняя работу по пропущенным первым урокам, или беседуя с друзьями, или просматривая новости в своём месенжере).

Если бы мой эскиз к работе читали мои родители 25 лет назад, они бы завалили меня вопросами: кто такой зум, как выглядит аватарка, и на что похож месенжер. Словарный запас в современное время пополняется стремительно быстро. Неологизмы встречают нас при покупке товаров магазинах, при посещении различных салонов, при совершении денежных платежей. Всё, что появляется вместе с этими неологизмами стремится к одному: освободить время человеку. Человеку нужно свободное время, но зачем???

Очень много свободного времени в связи с пандемией. Уроков задают меньше, пока идёт урок можно чатится с друзьями: никто же не видит, чем ты сейчас занят. А пространство Интернет – не просто безграничное пространство всего, это ещё и особая сфера услуг. Через каждые 5-10 минут мне сообщают, что я выиграла джекпот, затем приглашают познакомиться с сенсационными новостями, и наконец, предлагают весьма неприятные вещи… И это они проделывают со всеми. Читаю ленту: идут голосования. Какая книга нравится, где бы хотел отдохнуть в Новом году, и вдруг бах… Чудо-чудное, диво-дивное… Смотрю, на это чудо подписан брат моей одноклассницы. Ой, да у них почти весь класс в подписчиках. Да-а-а. Можно ли 11-летнему отроку что-то объяснять о вреде этих сайтов? Мои родители с детства рассказывают о вреде курения, о страшном воздействии на организм алкоголя и наркотиков… Но сейчас появилось нечто более страшное. Это безграничная свобода сети Интернет. Виртуальное хамство, виртуальные драки, бои, сражения, виртуальное убийство. Как объяснить потом, что в жизни всё по-другому. Что здесь мораль, нравственность. Что нужно быть вежливым, благородным, честным. Чтобы прорваться через паутину всего, чем опутан человек, особенно если он еще маленький, несформировавшийся человек?

Вот от этого вакцины нет. Наверное, скоро придумают лекарство от страшной болезни нашего времени. Короновируса. Но за время дистанционного обучения, когда родители на работе, а чадо дома, что-то будет с этим чадом? Что буде со всеми нами, ведь и я случается ведусь на какие-нибудь предложения. У каждого есть свои слабости. Компьютерная программа очень хорошо их считывает, запоминает и использует.

Давайте попробуем силой молитвы и причастия противостоять этому. Иного пути, мне кажется нет. Только Божья благодать поможет развить в себе неприятие навязываемого образа жизни.

2 этап – Александр Невский: Запад и Восток.

Правда XIIIстолетия

Телегина Анна

ЧОУРО «Православная гимназия им. Александра Невского (Городецкая епархия) 10 класс

«Не в силе Бог, а в правде» – произнес однажды в дни тяжёлых испытаний для нашей русской земли великий князь Александр Невский. Сила и правда вдруг стали не словами-синонимами, а получили полярные значения, когда мерилом истины стал Бог. О какой же силе хотел сказать нам русский воин, князь, стратег и политик своего времени? Сила как нечто разрушающее, угрожающие, уничтожающее. Этой силой в ту дальнюю эпоху обладали татаро-монгольские захватчики.

О, Русь в тринадцатом столетьи!
Сквозь глубину лихих годов,
Я вижу неостывший пепел
Дотла спаленных городов…

Так русский поэт, спустя семь веков воссоздаёт страшную картину нашей земли, сгоревшей почти дотла. Богдан Филатов в своём стихотворении воспел подвиг Александра Невского, победившего шведов на Неве, немецких рыцарей на Чудском озере. Этому же подвигу посвящено и произведение К. Симонова «Ледовое побоище», фильм С. Эйзейштейна «Александр Невский».
Невский, 18-летний мальчишка, которого слышит народ, которому народ доверяет. А слышат и доверяют сильным. Вот его-то сила и была в правде. Правда того времени была страшна. Нужно было сохранить то малое, что уцелело от татаро-монгольских набегов и чему сейчас угрожают захватчики с Востока. Молитва и вера – вот что руководило оружием в его руках. Мы помним имя Пелгусия, которому было видение святых Бориса и Глеба. Невидимо святые помогали русскому войску. Но даже если читатель вдруг усомнится в этой помощи, то открыв летописи, а это уже исторический документ, он всё же прочтёт о победе князя. Правильно организованное малочисленное войско победило. Разбит шатёр Биргера, убит шведский епископ – паника. Вот что значит внезапное нападение. Но новгородцы вдруг изгоняют своего князя. Причины, мотивы их поступков летопись не раскрывает. Но именно она сообщает о том, что князя просят вернуться для защиты от ливонцев. Главной задачей «Тевтонского ордена» было порабощение и обращение в католичество местных жителей, а если они не желали принимать католическую веру, то «благородные рыцари» безжалостно уничтожали «язычников». Католическую веру в то время принимать было в некоторой степени даже очень выгодно. Земли католиков – это огромные территориальные пространства, где все ордены объединены. И татарин не пойдёт в ту сторону искать себе славы и добычи, а вот по раздробленной Руси ему гуляется очень вольготно. И если ты желаешь, то приняв католическую веру, ты обретёшь и силу. В истории нам знакомо такое имя как Даниил Галицкий. Восточный князь получил корону от папы римского и обещания в военной помощи с ордой. Но эти обещания в жизнь не воплотились, и князь глубоко пожалел о содеянном. В русской живописи известна картина Генриха Семирадского «Александр Невский и папские легаты». Да, папа римский направлял своих послов к разным русским князьям. И Александр не смог сам принять решения, как поступить. Он хорошо понимал силу Востока. Именно поэтому он призвал к себе на помощь митрополита Кирилла. Вновь мы видим духовное лицо, мнением которого дорожит князь. Он откажет легатам словами: «…от вас учения не приемлем». И православная Русь вновь обретёт свою силу, ту силу, которую она получила в момент крещения. Православие потом будет центрообразующей силой, которая поможет Руси не рассыпаться, не развалиться, не рассеяться. Тактика, стратегия поможет русскому полководцу на Чудском озере. И снова мы будем видеть силу. Силу русского оружия, силу мудрого стратега, силу веры в то дело, которое совершается. Потому что дело это правое.

Да, вот такой победитель, смелый, отчаянный, волевой. Почему же он не пошёл против Орды. Если Бог на его стороне, значит, возможно всё?! Или нет? Что-то подсказывало князю, что нет. Нет сейчас в его арсенале ничего для борьбы с этим лютым врагом. Значит, нужно суметь договориться.

Многие знают, что в истории прочно закрепилось понятие о веротерпимости татаро-монголов. Их верования позволяли считать все религии истинными. Ведь они долго придерживались своих традиционных мнений и считали, что Бог – един. “И как руке он дал различные пальцы, так и людям дал различные религии” – из ярлыка хана Узбека. Так христиане мирно уживались рядом с мусульманами. На раннем этапе существования Орды, в ней не наблюдалось приверженности к какой-либо определенной вере. Но вскоре исламское вероучение расширяет свои границы и становится официальной идеологией татаро-монгольского государства. Однако, не смотря на это, мы можем заметить, что христианство не искоренилось полностью. Ведь тогда православие приняли многие язычники: знатные жители Орды и простые кочевники прошли таинство крещения. Например, сын Батыя – Сартак. Он даже являлся достаточно близким товарищем Александра Невского. Сартак категорически отвергал все вероисповедания, кроме христианства. “Лицо мусульманина есть несчастие” – говорил он. Также, татарский мурза Чета добровольно принял православие, и вскоре основал под Костромой знаменитый Ипатьевский монастырь.

Интересно и то, что сам Батый дал Александру Невскому ярлык на право княжить во Владимире. Сам Батый в Александре видит человека, с которым ему удобно вести переговоры. Поэтому мы можем сказать, что выбор между борьбой с Востоком и унизительным миром с Западом выбирает не сам князь, так диктует время. Время требует силы и мудрости, чтобы русская земля могла воскреснуть при Дмитрии Донском.

«Не в силе Бог, а в правде»,- Александр Невский правильно понял правду своей эпохи, и понимание этой правды, думается было ему определено Свыше.

1 этап – Великая Победа-75: историческая память народа. 

Герой – слово женского рода.

Со времен Великой Отечественной Войны прошел не один десяток лет, и она осталась далеко в прошлом, оставив отпечаток в сердцах миллионов людей. Память о ней должна жить в каждом из нас, не затухать никогда. Во имя наших предков, героев, людей, претерпевших самое страшное… Именно они, пожертвовав собой, подарили нам мир, такой солнечный, счастливый, наполненный покоем и теплом. Он строился на миллионах разрушенных судеб, что раньше также не знали настоящего страха и горя. Кровопролитие и разруха. Вот, что повидал тогда народ. Война губила всех, не взирая на возраст, стучалась в каждую дверь. “А война не выбирает пол, жерновами мелет без разбора”. Она была совершенно беспощадна, бесчеловечна. Ее было не остановить.

Люди, не раздумывая, шли защищать свой дом, семью, страну. Если задуматься, чаще всего перед нами предстает образ мужчин-бойцов, таких отважных и стойких. Несомненно, это так. Но… Как же женщины? Какое место они занимали там? Какую роль играли? Казалось бы, война не соответствует женской природе. “У войны не женское лицо, у войны для женщин нет работы.” В условиях войны все меняет свой облик, переворачивается с ног на голову. И уже не существует понятий: “Не могу” и “Не хочу.” Еще совсем юные девчата сняли с себя любимые платья и взяли в руки винтовки. Добровольно пошли они туда, где бесчинствует враг. Они приближали Великую победу. Сколько спасено ими жизней. Тысячи и тысячи раненых, контуженных, сломанных.. Исцеляя их, сами готовы были лечь под мертвые пули. Также осваивали профессии, совершенно чуждые женщине. Зенитчицы, танкистки, летчицы, кем только не приходилось быть тогда.

Примером женского героизма является партизанка М.И.Вольская, чей величайший подвиг почитается в наших краях. Именно ей была проведена самая масштабная операция по спасению детей за всю историю Великой отечественной Войны. Более трех тысяч жизней. На тот момент Матрена была молоденькой учительницей начальных классов. Практически без отдыха и впроголодь прошла более шестиста километров, четко следуя приказам командующего. Эта хрупкая девушка вывела детей из оккупированной Смоленской области, а затем привезла в г.Горький. Страна должна знать своих героев, чтить и помнить их содеянное. В одной из школ Городецкого района с.Смольки Матрене даже установлен памятник в историческом музее. А этой весной было открытие памятника этой учительнице-героине в центре самого города. И так получилось, что стоит он между двух храмов: Покровской церковью и Федоровским монастырём. Думается, не случайно. В таком подвиге без Божьей помощи нельзя.

А совсем недавно мне случилось прочесть некоторые записи с воспоминаниями блокадников Ленинграда, наших земляков из Городецкого р-на. Они поделились историями о своей жизни в промежутке тех, леденящих кровь времен. Почти два года лютых морозов, голода и бомбежек. Подумать только, через что им удалось пройти.. Люди умирали на ходу. Каждый день по улицам ходила похоронная группа, собирая оледеневшие трупы. Дети вели дневники, записывая даты смерти близких. Город казался сплошным кладбищем. Еды не было, голод лютый. Ломоть хлеба выдавали не всегда, да и тот по карточкам. “Очередь с 4-х утра, мороз доходил до сорока градусов, укутывались чем могли” – вспоминает Бачинина Е.Г. Мама, она и братик скитались по городу, жили у вокзала. “По воду ходила с трех лет с ведерком за два километра.” После смерти мамы ребят эвакуировали в детский дом.

Васильева С.Т – бывшая блокадница, жившая в Ленинграде, с дрожью рассказывает о пережитом. “В один из солнечных воскресных дней по радио объявили войну.” Страшное известие нарушило все планы тогда юной комсомолки. Из Ленинграда выехать было нельзя, эвакуировали только детей и стариков. Фашисты сильно бомбили город, “разрушили и сожгли главные продовольственные склады.” Дым застилал улицы сверху донизу. Сразу же урезали порции хлеба. “Норма стала: 250гр – рабочему и 125 – остальным категориям.” Город продолжал усиленно обороняться и со временем погрузился во тьму. Пропало электричество. Освещались, чем могли: свечи, коптилки, отсыревшие фитили – все шло в ход. Лопнул и водопровод. “Люди ходили на Неву и каналы с чайниками да прочими емкостями набрать воды, да и та была мазутная.” В отделах, где днем без устали трудились рабочие, в ночное время стелили простынь на столы и спали. До дома дойти сил уже не было. Серафима Тимофеевна потеряла тогда большую часть родных, сама тоже ходила по грани. “Начала прогрессировать дистрофия. Врач определил вторую стадию.” К счастью, ее эвакуировали, онако последствия длились болезненно. Долго отходила. Медаль за “Оборону Ленинграда” Серафима Тимофеевна считает своей лучшей наградой. Глядя на нее с трепетом вспоминает о былом.

Следующее письмо тронуло меня не меньше. В нем своими мыслями делится героиня, проживающая со мной в одном городе – Ямакина Мария Евгеньевна. Будучи студенткой она окончила курсы на телеграфиста. Но к работе привыкнуть даже не успела. Началась война. Послали на окопы. “Мы копаем, а над нами кружатся вражеские самолеты, бросают листовки, просят сдаться, грозятся, что издохнем с голоду.” Но ленинградцы, как бы не приходилось тяжело, стояли до последнего. Ежедневно, ровно в шесть часов вечера проводилась воздушная тревога. “Как по расписанию.” По ее окончании шли помогать раскапывать завалы, что было по силам. В ночную смену давали дрожжевой суп. Думаю,вряд ли эту похлебку можно было супом назвать. “Дрожжи были сухие, плавали, как червяки.” Но все ели с охотой, ведь на то время это было ценнейшим источником жизни. Никто уже совсем не обращал внимания на вкус и цвет, главное – съедобно. Мария Евгеньевна – человек верующий, во время блокады жила неподалеку от действующей Никольской церкви. “Мы был уверены, что здесь бомбить не будут.” И в правду, место осталось совершенно цело. Когда узнали, что врага отогнали, было облегчение. “Каждому раздали по пятьсот грамм соевой колбасы.” Свирепствовал брюшной тиф. Мария тяжело переносила эту болезнь и чуть не осталась без работы. Все обошлось, после поправки вышла замуж. И вскоре молодожены переехали в г.Заволжье.

Читая о героических подвигах женщин на войне, не думать об этом с дрожью, невозможно. Война ломала судьбы, забирала жизни и сеяла разруху. Именно поэтому труд великих людей увековечивают: устанавливают памятники на центральных площадях города, именуют улицы и проспекты. И это правильно. Страна должна знать своих героев, они достойны этого. Сейчас наш долг – не растерять то, о чем нам рассказывает военное поколение. Наоборот, мы должны преумножать память о столь важных событиях, благодаря которым, мы – русский народ – живы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий